Главная > История > Программы   
прошлых лет >
Программа   
школы >
Информационное   
письмо >
Регистрация > Анкета   
участника >

История школы


Идея проведения студенческих школ под общим названием «Биология растительной клетки» родилась в то замечательное время, когда студенты кафедры физиологии растений Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова могли запросто услышать на заседании вечернего студенческого кружка доклады таких выдающихся людей, как А.Л. Курсанов, А.Т. Мокроносов и Р.Г. Бутенко. Именно Раисе Георгиевне Бутенко, члену-корреспонденту ВАСХНИЛ, уже основавшей к тому времени собственную научную традицию культивирования изолированных тканей и клеток растений, пришла в голову мысль провести студенческую образовательную конференцию в зимнее каникулярное время где-нибудь вдали от московской суеты. И она не только заразила своим энтузиазмом и юношеской непоседливостью группу студентов и аспирантов кафедры физиологии растений, но не уставала оказывать им всемерную организационную и моральную поддержку при подготовке и проведении первой Школы «Биология растительной клетки» в Пущинском филиале МГУ им. М.В.Ломоносова.

Первый опыт организации зимней студенческой Школы в 1987 году был осуществлен студентами 5-го курса кафедры физиологии растений Ларисой Аксеновой (ныне – научный журналист) и Владимиром Чубом (ныне – профессор кафедры физиологии растений биофака МГУ). После успешного проведения первой Школы Раиса Георгиевна в течение нескольких лет продолжала курировать подготовку последующих Школ, при этом принимая самое активное участие в научных заседаниях, дискуссиях и круглых столах. Уже со следующей школы сложился костяк Оргкомитета из студентов кафедры физиологии растений разных курсов: Вадим Волков (ныне – London Metropolitan University), Лариса Коппель (Биологический факультет МГУ), Ульяна Огородникова (Cambridge, TTP Labtech), Иван Карнаухов, Л. Аксенова, В. Чуб. Активное участие в ежегодной организации принимали студенты Биолого-почвенного факультета Ленинградского университета – Светлана Шишкова (Universidad Nacional Autónoma de México) и Саша Овцына (Санкт-петербургский университет).

Неоценимый вклад в создание особого «духа» Зимних школ внес академик А.Т. Мокроносов, директор Института физиологии растений им. К.А.Тимирязева и заведующий кафедрой физиологии растений МГУ. Именно ему принадлежит основание неформальных «вечерних посиделок». Приглашая всех – и старших, и младших, в свой уютный люкс в гостинице «Пущино», Адольф Трофимович, будучи блестящим рассказчиком, завораживал всех историями о своей работе на Урале, о своем учителе Тимофееве-Ресовском, о летних школах в Миассово… Участники тех школ могли полноправно считать себя счастливейшими людьми на свете!

Школы традиционно проводились в научном биологическом центре Пущино-на-Оке на базе филиала МГУ им. М.В.Ломоносова и Института фотосинтеза (теперь – Институт фундаментальных проблем биологии РАН). Неоценимую помощь в организации и проведении Школ всегда оказывали сотрудники ИФПБ и лично – директор Института академик РАН В.А. Шувалов. Владимир Анатольевич не только безвозмездно предоставляет Большой конференц-зал для заседаний Школы, но и сам периодически находит время выступить с докладом. В середине 90-х, в глухое для науки время, биофизик, историк советской и российской науки Симон Эльевич Шноль выступая у нас, говорил, что подобные студенческие школы станут теми островками, из которых возродится российская наука…

С конца 90-х Школа проводится раз в два года и не прерывалась благодаря организационной работе Константина Неверова (Институт биохимии им. А.Н. Баха), Артура Злотникова (главный специалист Научно-производственной фирмы «Альбит»), финансовой поддержке НПФ "Альбит", Алексея Дубова (МФТИ). Последние годы главным организатором школы является Институт биохимии им. А.Н. Баха РАН (с участием Института физиологии растений им. К.А. Тимирязева РАН и Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова), председатель Оргкомитета – д.б.н. А.Ф. Топунов.

Уже во время первых Школ «Биология растительной клетки» сложились главные принципы, по которым строилась их программа: «Самое новое и интересное – о растениях и не только о них»; «Ничего из уже пройденного во время учебы»; «Всё, кроме скучного». Эти принципы старались соблюдать все Оргкомитеты, занимавшиеся составлением программ Школ в течение почти двадцати пяти лет.

Таким образом, главная цель данных Школ – дать возможность интересующимся студентам, аспирантам и молодым ученым познакомиться с современным состоянием разных направлений науки о растениях – от молекулярной генетики и цитологии до экологической физиологии и охраны окружающей среды. В качестве лекторов приглашаются как ведущие учёные, так и молодые специалисты из научно-исследовательских институтов Российской академии наук и Россельхоз академии, а также из МГУ им. М.В.Ломоносова и других университетов. В разные годы с докладами выступали учёные как из России, так и из других стран – Украины, Белоруссии, Латвии, Азербайджана, Германии.

Основные научные направления, освещавшиеся в работе Школ, были следующие:

  • Биофизика, биохимия и физиология оксигенного и бактериального фотосинтеза;
  • Фоторегуляторные и фотоморфологические процессы;
  • Азотфиксация и азотный метаболизм;
  • Фитоиммунология и защита растений;
  • Вторичные метаболиты растений;
  • Морфогенез и гормональная регуляция роста и развития;
  • Молекулярная биология и клеточная инженерия растений;
  • Культура изолированных клеток и тканей растений;
  • Физиология и экология морских симбиотических организмов.

Логично, что при таком широком спектре научных направлений каждая Школа имела некоторый уклон в ту или иную область – например, в фотобиологические процессы, или же в вопросы регуляции клеточного деления и цитологии растений. Это делало каждую школу по-своему уникальной, что давало возможность участникам, приезжавшим на Школу год за годом, получать “level up” по всё новым научным направлениям. Кроме фундаментальных тематик, на школах традиционно представлялись доклады практической направленности, что также расширяло кругозор слушателей.

Наконец, чтобы привлечь к участию в школах «Биология растительной клетки» студентов и аспирантов других специальностей, в программу вставлялись доклады, посвященные современным методам исследования – от флуоресцентных белков и масс-спектроскопии до 3D-криоэлектронной микроскопии и интерференционных РНК.

Доклады строятся так, что они, с одной стороны, хорошо понятны студентам младших курсов, с другой – представляют большую ценность для аспирантов и молодых ученых. Студенты 1-3 курсов имеют уникальную возможность познакомиться с основами научного мировоззрения, научиться ориентироваться в путях познания природы, увидеть «точки роста» современной науки. Старшекурсники, кроме этого, имеют возможность найти перспективную тему для курсовой или дипломной работы, аспиранты и молодые ученые – открыть для себя новые перспективные направления в соседних областях науки.

Для наилучшего усвоения докладов в программу Школ традиционно вводятся дискуссии и круглые столы; совершенно особый колорит придают неформальные вечерние заседания на «небиологические» темы, а также экскурсии в научные институты и другие интересные места.

Зимние студенческие школы «Биология растительной клетки» проводятся, как правило, в г. Пущино-на-Оке. Формулировка «как правило» предусматривает наличие исключений. Таким приятным исключением стало проведение в 2011 году 15-й Зимней школы «Биология растительной клетки» не в Пущино, а в уникальном старинном городе Суздале, столице древнерусского княжества. Ряд докладов был представлен сотрудниками Владимирского НИИ сельского хозяйства, что позволило слушателям узнать о направлениях работы этого Института, а также познакомиться с природными особенностями Владимирского ополья – уникальным полигоном адаптивно-ландшафтного земледелия. Участники школы могли погулять по городу и полюбоваться видами и архитектурой древнего Суздаля, также были организованы дневные экскурсии по Суздалю, а также автобусная экскурсия в село Боголюбово (церковь Покрова-на-Нерли и Борисоглебский монастырь).

Не вызывает сомнений, что традиция проведения студенческих школ «Биология растительной клетки» должна быть общими усилиями продолжена и в будущем. Ведь, помимо эмоционального заряда, которые все участники получают после хорошего научного события, эти Школы играют не последнюю роль в формировании научного потенциала в области физиологии растений – как в Москве, так и в других городах нашей страны.

Исторический обзор о Зимних Школах «Биология растительной клетки» был опубликован в Бюлетене ВОФР (вып. № 23, 2011 г.): http://www.ippras.ru/society_physiologists_plants/bulletin/RSPP_Bull_23.pdf